Мои научные труды Научные семинары в ГУУ Материалы для бакалавров Материалы для магистрантов
и аспирантов
Межвузовская олимпиада по Истории экономических учений Общественные чтения Мои выступления в СМИ Полезные ссылки Фотоальбом Мои статьи (полные версии)
 

2 человека на сайте

Интервью журнала "Юрист вуза" про эффективный контракт в образовании


1. Оправдало ли внедрение "эффективного контракта" его первоначальную идею – повышение качества образования и совершенствование оплаты труда?

1. Повышение качества образования -это многофакторный процесс, где многое зависит в том числе от интеграции сферы высшего образования с реальной экономикой. На фоне депрессивной экономики, отсутствия мощных отраслей-локомотивов, говорить о действительном повышении качества образования в целом не приходится. Считать, что решить проблему качества с помощью эффективных контрактов - это все равно, что повышать качество дорожного покрытия исключительно за счет системы кнута и пряника в отношении дорожных рабочих, в то время как дорогу разрушают постоянные тектонические процессы, асфальт поступает низкого качества, дорожная техника устарела, и пр.
Цель совершенствования системы оплаты труда достигнута в лучшей степени. По крайней мере, ушли от отупляющей уравниловки, царившей в вузовской сфере лет 20 после перехода к рынку. Однако и здесь есть свои минусы. Эффективный контракт стимулирует работу преподавателей на выполнение показателей, максимизирующих его зарплату, в ущерб общественно-полезным результатам, необходимым коллективу кафедры, вуза, а иногда даже самому преподавателю. Дело в том, что далеко не все цели развития вуза, отрасли науки, наконец, научно-педагогического роста самого преподавателя могут найти отражение в списке показателей, записываемых в эффективном контракте. Например, везде фигурируют статьи в журналах списка ВАК, РИНЦ, Скопус. Поскольку эффективный контракт оценивает только количество статей, быстро сложилась ситуация когда наиболее ловкие, организационно-сообразительные преподаватели ("человек умеет жить" - как говорил герой фильма "Берегись автомобиля") наладили бизнес-процессы (иначе это трудно назвать) по размещению своих статей в указанных журналах. Причем на ранних этапах внедрения эффективных контрактов, когда власти еще не озаботились количественными ограничениями, среди преподавателей находились такие оборотистые дельцы, которые могли публиковать несколько десятков, помню случай 70 статей, в год, за каждую из которых получали вознаграждение. Хотя серьезные ученые, профессионалы своего дела скажут, что настоящий ученый может опубликовать 1-2 нормальные статьи в год, хорошо, пусть 3-5, если в соавторстве. А, 10-20, тем более, 70 - это уже неслыханная профанация и издевательство над профессией. А оборотистым преподавателям даже невдомек, что занимаясь такой "публикационной активностью" в погоне за текущим заработком, они лишают себя истинного научного роста, углубленного изучения проблемы.
Вот таким образом введение эффективных контрактов привело к практике жертвы качества ради количества. В результате, подавляющее большинство журналов (я сужу по своей области экономики) заполнено мусорными статьями, в которых нет идей, нет настоящих исследований.
И данный результат был предопределен и хорошо известен благодаря открытому в экономике и распространившемуся в других социальных науках закону Гудхарта, который заключается в том, что когда социальный или экономический показатель (KPI) становится целью и критерием оценки, он перестаёт быть достойным доверия показателем. Процесс оценки качества эффективности менеджмента, измеряя такие показатели, может дать ложную (неверную) оценку.
Чем сложнее система, в которой применяются измерители, тем более неопределенный и смещенный результат дает измерение. Даже в простой сфере, например, кладка кирпичей, внедрение количественных показателей приведет к ухудшению качества. А уж в таком сложном, многовекторном виде деятельности как работа современного вузовского преподавателя, который должен совмещать педагогические, научные, организационно-бюрократические (отчетные), а сейчас еще и предпринимательские компетенции, попытка оценить и измерить всё и вся, приводит к вышеуказанным плачевным результатам.

Сергей, скажите, пожалуйста, их так и продолжают повсеместно внедрять, или все-таки основные вузы отошли от этого? И если внедряют, то меняются хотя бы условия или как изначально задумано, так и продолжается?

Эффективные контракты (ЭК) продолжают внедряться, по крайней мере, в вузах, озабоченных повышением своих позиций в различных рейтинговых системах. Это как раз основные ведущие вузы в своих областях. Фактически, ЭК это расширенный трудовой договор, очерчивающий условия получения минимального гарантированного размера оплаты труда и устанавливающий ориентиры для дополнительных выплат.
Конечно, вузы меняют условия ЭК, администрация реагирует на скандальные факты (упоминавшиеся 70 статей ВАК в год), вводят ограничения по отдельным показателям, изменяют сами показатели. В целом, с помощью совершенствования условий контракта происходит ужесточение требований к преподавателям, повышение интенсификации труда с помощью занижения норм или снижения баллов, отводимых на выполнение определенных видов работ.
Но в целом, установление сетки показателей ЭК сужает свободу творчества преподавателя, направляют его творческую активность в заранее обустроенный коридор, который не может учесть все нюансы и быстро меняющиеся условия научно-педагогической деятельности.

2020-09-11

© 2008—2020 Официальный сайт Толкачева Сергея Александровича
Дизайн и разработка – Константин Ручнов