Мои научные труды Научные семинары в ГУУ Материалы для бакалавров Материалы для магистрантов
и аспирантов
Межвузовская олимпиада по Истории экономических учений Общественные чтения Мои выступления в СМИ Полезные ссылки Фотоальбом Мои статьи (полные версии)
 

3 человека на сайте

Отчёты о проведении семинаров, симпозиумов и
Отчет о проведении межвузовского научного семинара 15 мая 2008 года
Отчёт о проведении научного семинара 29 сентября 2008 года
Отчет о проведении межвузовского научного семинара 3 октября 2008 года
Отчет о проведении межвузовской научной конференции 3 декабря 2008 года
Отчет о проведении межвузовского научного семинара 12 декабря 2008 года
Отчет о проведении межвузовского научного семинара 18 декабря 2008 года
Межвузовский научный семинар "Геоэкономические проблемы
в современном образовании" 15 мая 2009 г.
Межвузовский научный семинар на тему "Этические ценности посткризисной экономики", 23 июня 2009 г
Межвузовский научный семинар 7 октября 2009 г.
Межвузовский семинар 5 ноября 2009 г.
Межвузовский научный семинар 10 декабря 2009 г.
Государственный университет управления и кафедра политэкономии приглашают принять участие в Международной научно-практической конференции: «Государственное регулирование экономики: политико-экономические аспекты», которая состоится 21-22 ноября 2013 года
ПРОГРАММА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ международной научно-практической конференции «Государственное регулирование экономики: политико-экономические аспекты», 21-22 ноября 2013 года
Вторая политэкономическая конференция в ГУУ, 25-26 ноября 2014 г.

Отчет о проведении межвузовского научного семинара 18 декабря 2008 года

Кафедра политической экономии ГУУ

18 декабря 2008 г.  провела очередное заседание
межвузовского научного семинара

на тему

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА БЫСТРОРАСТУЩИХ КОМПАНИЙ

Докладчик - Г.В. Колодняя, Финансовая академия при Правительстве РФ

Доклад построен на базе проекта "Быстрорастущие фирмы-газели в российской экономике", выполненным журналом "Эксперт" совместно с ФА.

Запись дискуссии после выступления Галины Владимировны Колодней,
С.В. Борзов, к.э.н., доцент кафедры политической экономии ГУУ
- Является ли темп роста единственным критерием для определения компании как "газели"?
- Темпы роста - это формальный критерий; в мировой практике это компании, которые 4 года подряд растут не меньше, чем на 20% в год. Но это единственный критерий. Определенную роль здесь также играет выручка от реализации, доля расходов на НИОКР(кстати, "газели" тратят значительно больше по сравнению с крупными компаниями); доля основных средств.
- и второй вопрос: в одном из слайдов в одной из диаграмм 2002 год был обозначен как некий прогиб. Этому были какие-то причины?
- Я хотела лишь показать тенденцию. Вероятно, это какая-то случайность, просто стечение обстоятельств.

Артем Попов, студент 3-го курса кафедры политической экономии ГУУ.
- Какая доля компаний-газелей относится к новой экономике?
- Если говорить о новой экономике, то здесь необходимо сказать следующее. Если говорить о том, чем я непосредственно занималась в исследовании, то это, как я уже говорила, пищевая или кондитерская отрасль. А вообще специальных исследований в этой области мы не проводили и не подсчитывали количество компаний, относящихся к новой экономике Если же говорить об инновациях, то смотря что понимать под инновациями. Если допустим, компания использует элементы инновационного маркетинга, то, наверное, можно ее отнести к новой экономике. Если говорить более глобально, что относится к новой экономике, то конкретно мы не подсчитывали, но можно отнести те компании, которые принимали участие в конгрессе "газелей", который состоялся 21 ноября.
- какая доля газелей была основана, создана после кризиса 98 года?
- Я в основном изучала предпринимательские компании, которые возникли в 92-м, 93-м, 99-м, но опять же, точных подсчетов нет. Но мне кажется, большая часть возникла в период становления рыночной экономики. Но есть определенная часть компаний, (которую как раз рассматривает господин Юданов с точки зрения фактора экспансионального роста) у которых сильный фактор роста - это административный ресурс, то есть это те факторы конкурентоспособности, которые были созданы в советский период, это мощности, это, может быть, колоссальные вложения, но опять-таки с умом, с которым сегодня они используются. Потому что главное - это ориентация на потребителя, потому что Вы понимаете, мощности были созданы, но если они не были ориентированы на потребителя, они сегодня могут просто не давать того эффекта.
Если продукция предприятия (приватизированного в постсоветский период) грамотно встроена в цепочку создания ценностей для потребителя, то, безусловно, оно тоже является газелью. Кстати, если говорить о таком предприятии как допустим "Креогенмаш" (это 1945 год создания), его тоже можно отнести к газелям. Оно занимается производством воздухоразделительных установок. Было создано в советский период, но руководство сегодня смогло построить грамотную политику и предприятие можно включить в газели.

Говорина Екатерина, студентка 4-го курса кафедры Связей с общественностью ГУУ,член СНО.
- Вы сказали, что у немецких газелей есть такая особенность, признак, как "неизвестность", что они "скрытые чемпионы". В то время как у российских компаний основной элемент продвижения - это брендинг, причем оригинальный брендинг, он же - известность. Во-первых, как Вы думаете, почему так? Во-вторых, за счет чего тогда развиваются газели в Германии, если не за счет известности?
- Я еще раз говорю, что "скрытые чемпионы", неизвестные компании - это мнимый фактор. Создается ложное впечатление, что эта компания неизвестна. Компании эти являются известными в своем сегменте. Как правило, если рассматривать, к какому типу рыночной структуры относятся данные компании, то это рынок монополистической конкуренции, то есть именно в своем сегменте они являются лидерами.
Но, чтобы не создалось впечатление, что российские компании - известные, а немецкие - неизвестные, я думаю, что компанию "Конфаэль" и "Коркунов" на за рубежном рынке (хотя они выходят туда) при таком обилии продуктов, возможно, далеко не все знают, они там тоже являются "скрытыми". А что касается брендинга - в принципе, элемент продвижения, есть, безусловно, и у немецких компаний.
Я еще раз говорю, что многие вещи, причины успеха рассматриваются и у наших российских компаний, и у зарубежных. Много общего.

Павел Котов, студент 4 курса кафедры политической экономии ГУУ
- В российской практике "газели" одиноки в своем роде или наблюдается процесс освоения и интеграции в смежных областях?
- Русские газели неодинаковы. Часто компании, бывает, работают в паре или тройкой, и тот же самый Коркунов и Ильдарханова рассматривают друг друга не как конкуренты, а как партнеры по обмену опытом. Они часто советуются, и многие вещи они решают сообща. Поэтому здесь надо говорить не о разрозненном росте, а об образовании "сгустков" роста. Они образованы в основном в Москве и МО, но хотя есть сгустки роста и в других регионах (Урал, Южный Федеральный округ, Новосибирская область). Вообще многие газели развиваются в основном в премиум-сегменте, поэтому больше возможностей для развития, конечно, в Москве (здесь аудитория с высокими доходами).

Говорина Екатерина.
- Я так понимаю, мы в основном опережаем Европу и остальной мир по количеству "газелей", потому что наша экономика неразвитая…
- можно так сказать, да, то есть у нас еще огромное количество ниш и незанятых сегментов.
- …значит, есть вероятность, что мы с помощью "газелей" можем нашу экономику как-то развить…
- мне кажется, что это действительно возможность роста российской экономики.
- тогда какой вклад "газелей" и как можно оценить роль "газелей" в росте нашей экономики?
- например, по выручке - сегодня принято говорить, что крупные предприятия играют определяющую роль. Если сравнить - выручка крупного бизнеса - 56%, выручка среднего бизнеса - 44%, все-таки уже заметный вклад. Формируется фактор роста на микроуровне. Не привычное понимание, что у нас крупные компании играют определяющую роль, а сектор, который, можно сказать, спонтанно сформировался без помощи государства ( в то время как в Германии государство активно поддерживает своих "скрытых чемпионов"). У нас к сожалению, государство пока не обратило внимание…
- Вы как раз для этого исследование и провели, наверное?
- да, провели исследование, и здесь необходима, наверное, не только финансовая помощь, но и помощь, например, в области лицензирования, сертификации продукции, но пока еще государство не обращает на нас внимания.

Екатерина Черкашина, студентка 3 курса кафедры политической экономии ГУУ
- Можно ли отнести к газелям такую компанию, как банк "Русский Стандарт" (потому что именно он был первым на рынке кредитования)?
- да, это путь  первопроходца, и рост у них был по экспоненте. Да, совершенно верно. Это была достойная альтернатива СберБанку (у нас банковскую сферу исследовал г-н Разумов и Юданов).


А.А. Зимин, ст.пр. кафедры макроэкономики ГУУ.
- Правда, что Коркунов свой бизнес в 2008-м году продал?
- Да, продал, в 2007-м году 80% было продано (в целях получить доп.капитал и осуществлять экспансию на зарубежный рынок).
- В статистике было видно, что большая часть российских газелей в строительстве. Приведите, пожалуйста, примеры пары "оригинальная идея+брендинг" в строительстве.
- Я занималась другой сферой, но могу привести в пример некую липецкую компанию, которая в отличие от московских компаний предоставляет какие-то уникальные услуги.
- Спасибо. Было еще сказано о большой доле премиуим компаний среди газелей. Поэтому возник вопрос. Рост доходов компаний премиум класса и рост доходов самой "жирной" части населения (с творчеством Задорнова все знакомы) как-то соотносятся? Это исследовалось?
- Это не исследовалось.
- Сколько из газелей дожило до 2000 года (по Берчу)?
-  По Берчу я не могу сказать, а что касается Саймона (в Германии), то там на рынке держатся компании и по 25, и 30 лет.
- Как измерялся объем рынка? Согласно стандартной статистике или как положено в экономике?
- Как положено в экономике.
- То есть перекрестная эластичность?
-Да.
-Скажите, а где можно ознакомиться с данными?
- это есть в книге "Опыт конкуренции в России" (в целом все исследование), а конкретно показатель перекрестной эластичности есть только в рукописи.

Артем Попов, студент 3-го курса кафедры политической экономии ГУУ.
- Вы не могли бы уточнить, какую долю тратят газели на НИОКР и какова отдача от этих вложений?
- Более подробно Вы можете посмотреть у Юданова в журнале Эксперт № 10 этого года. Если говорить в целом об инновациях, то они происходят постоянно (у газелей).

Денис Власов, студент 3-го курса кафедры политической экономии ГУУ.
- А какие факторы могут повлиять на переход компании например, в разряд "мышей" или "слонов"?
- Мне очень приятно слышать, что вы хорошо знаете классификацию моего научного руководителя профессора Юданова. В первую очередь, это ограничение роста. На примере компании "Роян" (бренд "Экспедиция"), которая осознанно ограничивает рост, искусственно ограничивать бизнес.

 

© 2008—2018 Официальный сайт Толкачева Сергея Александровича
Дизайн и разработка – Константин Ручнов