Мои научные труды Научные семинары в ГУУ Материалы для бакалавров Материалы для магистрантов
и аспирантов
Межвузовская олимпиада по Истории экономических учений Общественные чтения Мои выступления в СМИ Полезные ссылки Фотоальбом Мои статьи (полные версии)
 

1 человек на сайте

Отчёты о проведении семинаров, симпозиумов и
Отчет о проведении межвузовского научного семинара 15 мая 2008 года
Отчёт о проведении научного семинара 29 сентября 2008 года
Отчет о проведении межвузовского научного семинара 3 октября 2008 года
Отчет о проведении межвузовской научной конференции 3 декабря 2008 года
Отчет о проведении межвузовского научного семинара 12 декабря 2008 года
Отчет о проведении межвузовского научного семинара 18 декабря 2008 года
Межвузовский научный семинар "Геоэкономические проблемы
в современном образовании" 15 мая 2009 г.
Межвузовский научный семинар на тему "Этические ценности посткризисной экономики", 23 июня 2009 г
Межвузовский научный семинар 7 октября 2009 г.
Межвузовский семинар 5 ноября 2009 г.
Межвузовский научный семинар 10 декабря 2009 г.
Государственный университет управления и кафедра политэкономии приглашают принять участие в Международной научно-практической конференции: «Государственное регулирование экономики: политико-экономические аспекты», которая состоится 21-22 ноября 2013 года
ПРОГРАММА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ международной научно-практической конференции «Государственное регулирование экономики: политико-экономические аспекты», 21-22 ноября 2013 года
Вторая политэкономическая конференция в ГУУ, 25-26 ноября 2014 г.

Отчёт о проведении научного семинара 29 сентября 2008 года

29.09.2008   в Государственном университете управления состоялся очередной межвузовский научный семинар на тему

"Новая  парадигма  экономической  теории  в  контексте  глобализации".

Семинар был организован кафедрой политической экономии ГУУ совместно с кафедрой мировой экономики РГГУ и Национальным институтом развития (НИР) РАН.

С основным докладом выступил Земляков  Д. Н., д.э.н., профессор, проректор ГУУ:

Экономика и базовые ценности (методологический аспект)

       Сейчас наступило  время,  когда  рушатся  стереотипы,  сложившиеся  еще  400-500  лет  назад. В  результате  глобализация  строит  свои  собственные  парадигмы.
1.        К дискуссии о методологических аспектах современной экономической теории побуждают три обстоятельства. Первое связано с явным кризисом данной теории, по сути, почти утратившей в последнее время способность более или менее удовлетворительно выполнять основные свои функции, связанные с объяснением и прогнозированием событий, имеющих место в экономике и обществе. Второе обстоятельство затрагивает вопросы "нового догматизма" в экономической теории, очевидно вредящего  практике социально-экономических преобразований и тормозящего свободное развитие научной мысли. Третье обстоятельство  отражает насущную потребность позитивного поиска альтернативных или синтетических, но, в любом случае - новых методологических подходов, позволяющих вывести науку из кризиса и поднять ее на новый уровень, отвечающий потребностям сегодняшнего дня. Следовательно, "сверхзадача" и главная направленность дискуссии состоит не столько в тиражировании захлестнувшей экономическую публицистику критики или апологии господствующих научных доктрин (достоинства и недостатки которых уже, казалось бы, давно и тщательно разобраны "по косточкам" в литературе), сколько в стремлении на основе данной критики сгенерировать предложения по формированию новой теории, нового научного направления, т.е. в позитивной созидательной работе для подготовки и реализации давно назревшего методологического перелома.
2.        Основной критике подлежит господствующая ныне так называемая "неоклассическая" (или либерально - позитивистская) научная парадигма. Существуют  4  пункта    критики  неоклассической экономической  теории:
                 -  абстракция
                 -  универсализм
                 -  внеисторизм
                 -  формализация  (т.е. преобладание  дедуктивных  методов)
Однако, ввиду очевидных недостатков существующих методологических альтернатив (институциональных, эволюционных, экономико - социологических и др.), необходимо и их подвергнуть критическому анализу, особенно с позиции констатации слабости их философских, мировоззренческих и ценностных оснований.  Образовываются  новые  альтернативные  школы.
  Первая  альтернативная школа -  оставшиеся  фрагменты  марксистской  доктрины. 
  Вторая  альтернативная  школа - институциональная  школа  в экономике,  которая  затем  превратилась  в  неоинституциональную  посредством  использования  аппарата  и  методов  неоклассики.
  Третья  альтернативная  школа - социальная; 
Четвертая - религиозная, но, в отличие  от  первых  двух,  эти  школы   относят к  периферийным. Но, по-настоящему, эти  новые  экономические  парадигмы  нельзя  назвать  действительно  "альтернативными".
   На  сегодняшний  день  не  существует  ни  одной  теории,  которая  носила  бы  целостный,  ментальный  характер, и  в которой  концепты  и  исследовательские  процедуры  не  строились  на  аксиологической  базе.
3.        Реальной альтернативной методологической парадигмой ("исследовательской программой") может выступить концепция "экономики ценностей" или аксиономики, "твердое ядро" которой содержит следующие общие теоретические позиции:
_        все разновидности социально-экономической активности (жизнедеятельности) отдельного или ассоциативного индивидуума на всех уровнях и во всех формах хозяйствования базируются на ценностных установках. Декомпозиция мотивационной цепочки происходит по схеме: ценность (ценное) - норматив (должное) - цель (целесообразное) - смысл - интерес (мотив).
_        огромное количество понятий в экономической теории являются так называемыми "регулятивами", т.е. понятиями, имеющими ценностное основание. Среди таких понятий есть базовые, например - "собственность" (помещение воли в вещь - Гегель), стоимость (ценность), труд (целенаправленная деятельность) и пр. и пр.
_        ценность имеют сложную и разветвленную структурированность и иерархию, причем ценности высшего порядка носят априорный, объективный характер (нравственный закон).
_        основные процедуры познания (особенно - в социальных науках) являются субъективно - зависимыми и основаны на мировоззренческих установках познающего субъекта. К таким процедурам относятся, например: репрезентация (формализация), категоризация, интерпритация, конвенции (коммуникации). Следовательно, сам процесс познания носит во многом аксиологический характер.
4.        Достоинства данной научной парадигмы видятся в следующем:
_         с ее помощью можно решать проблемы и дихотомии, неразрешимые в рамках "неоклассики", (например - проблемы альтернативности выбора, экстерналий, справедливости - эффективности "равновесных" состояний, экономических ожиданий и прочее).
_        имеет ярко выраженный синтетический и "ассимиляционный" потенциал (оно открыто к конвенциям и дискуссиям в духе "научного фальсификационализма"), а, следовательно, имеет прогрессивный "расширительный" потенциал.
_        опирается на обширное наследие как философского, так и социально - экономического характера, в т.ч. отечественных авторов.

 

Гельвановский  М. И. (д.э.н., зав. кафедрой мировой экономики РГГУ, директор Национального института развития РАН):

" Во  время  культурной  и  т.п. революции  произошла  подмена  терминов,  замена  ценностей   экономики  ценностями  хрематистики (хрематистика  была  поставлена  на  макроуровень),  а,  как  следствие, возникла  необходимость  пересмотра  многих  вопросов  в  ходе  формирования  новой парадигмы.   Законы  социального  бытия,  открытые  А. Смитом,  Д. Рикардо  и  др., это не законы физики, они могут  быть  пересмотрены  со  временем, они  не  являются  непреложными. Аксио- это согласие. Поэтому аксиономика - это экономика согласия,  парадигма альтернативная экономике конкуренции.
  Промышленная революция и становление капитализма - это торжество хрематистики, которую Аристотель противопоставлял экономии - настоящей теории хозяйства. Глобализация  сегодня -  победа  макрохрематистики. Говорят,  что  глобализация  -  это  объективный  процесс. На  самом  же  деле - это  навязанный, тщательно продуманный  процесс, целая  технология завоевания конкурентных преимуществ развитыми странами."

Бобков В.Н. (д.э.н., профессор кафедры политической экономии ГУУ, директор Всероссийского центра уровня жизни):

"Сегодня  возникают  2  важных  вопроса  для  дискуссий:
      1) являются  ли  базовые  ценности  первичными  по  отношению  к  экономике? Безусловно, да! Они являются ориентирами любой экономической деятельности.
Но,
      2) являются  ли  ценности  частью  экономической  системы?  Должны  ли  они  учитываться  при  экономическом анализе? Имеем ли мы право включать ценности в состав экономической системы? Возможно, нет, они лежат за пределами предмета экономики.
Также  важно  учитывать, как  понимается  слово  "ценность"?
      а)    высшая ценность  как  элемент  экономики
      б)    ценность  как  основа экономической  иерархии
Социальный  вопрос,  как  таковой,  экономика  выводит за  рамки  своего  предмета. Несмотря  на  то,  что  ценности  предопределяют  направление экономической  деятельности, остается  непонятным  их  место  в  системе. Сегодня  мы должны    двигаться  в  направлении  рассмотрения  ценностей  в рамках  экономической  системы,  а  также  учитывать  их  влияние  на  политику  и  государство".   

Зарнадзе А.А. (д.э.н., профессор кафедры институциональной экономики ГУУ):
Мы должны уйти от такой постановки вопроса, что аксиономика - это российская проблема. Нет, это общечеловеческая проблема, т.к. вся человеческая цивилизация в кризисе. Рынок - это один из инструментов хозяйственной цивилизации человека, но не может быть самоцелью. Прибыль как цель рынка вне ограничительных воздействий может иметь разрушительное содержание для цивилизации и природы. Максимизация прибыли может в короткое время разрушить любое государство.

 

© 2008—2018 Официальный сайт Толкачева Сергея Александровича
Дизайн и разработка – Константин Ручнов